Аудитория


Аудитория
от лат. auditorium-место для слушания)относительно устойчивая совокупность индивидов, сформированная в процессе их взаимодействия с определенным источником информации. В широком значении под аудиторией понимают один из субъектов массовой коммуникации (включая театральную публику и посетителей музеев). В буквальном смысле термин А. обозначает объект лекционного воздействия. Наиболее часто употребим в социологии средств массовой информации (СМИ), где А. рассматривается в качестве необходимого звена коммуникационной цепи. А. репрезентирует социальные взаимосвязи и отношения, характерные как для института массовой информации, так и общества в целом. А. СМИ, функционирующих в социалистическом обществе, не является исключительно пассивной стороной массового общения; по принципу обратной связи она активно воздействует на источник и каналы информации.

«Массовая аудитория», как часто называют включенную в информационно-пропагандистские и коммуникационные процессы часть населения, не однородна. Она дифференцирована в соответствии с социально-демографическими (пол, возраст), образовательными, статусно-профессиональными и др. характеристиками входящих в ее состав индивидов. Эти особенности в значительной степени определяют информационные потребности и размер различных аудиторий. В социологическом исследовании А. классифицируется по различным основаниям: по непосредственному состоянию общения с источником (актуальная и потенциальная); по регулярности обращения к источнику (регулярная и нерегулярная); по мотивам ее формирования (целевая и периферическая); по диапазону информационных потребностей (специализированная и массовая); по семиотической подготовленности к восприятию информации. В зависимости от конкретных задач исследователь выявляет объективные и субъективные показатели поведения индивидов в сфере массовой информации. К объективным относятся прежде всего показатели владения средством (подписка на периодические издания, наличие радио-, теле-, видеоаппаратуры), а также фактические затраты времени на общение с источником. Субъективные характеристики А. отражают ее тематические интересы, предпочтения, оценки, мотивацию выбора и удовлетворенность теми или иными каналами информации. Для изучения А. используются все методы сбора социологической информации: различные виды опроса, наблюдение, контент-анализ материалов СМИ и писем в редакции, изучение статистики. В последнее время предпринимается типологический анализ А. В его задачи входит выявление реально существующих типов читателей, слушателей, зрителей отдельных каналов в соответствии с их ориентациями и установками на СМИ в целом, активностью потребления информации, избирательностью источника материалов и т. д. Знание типологии А. помогает лучше удовлетворять информационные запросы различных категорий населения, эффективнее формировать общественное мнение по актуальным вопросам социальноэкономического развития.


Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. . 1990.

Синонимы:

Смотреть что такое "Аудитория" в других словарях:

  • АУДИТОРИЯ — (лат., от audire слушать). 1) зал для чтения лекций и собрание людей, их слушающее. 2) собрание слушателей лекции. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АУДИТОРИЯ 1) зал для слушания лекций в высших учебн …   Словарь иностранных слов русского языка

  • аудитория — См …   Словарь синонимов

  • Аудитория — в Интернете категория посетителей, для которых предназначается сайт, портал или иной веб ресурс. Объем аудитории является мерой успеха Интернет проекта. По английски: Audience См. также: Аудитории Веб ресурсы Финансовый словарь Финам. Аудитория… …   Финансовый словарь

  • аудитория — В психологии группа, воспринимающая речь. Обычно пространственно размещенная группа малая, объединенная взаимодействием с коммуникатором в ходе восприятия речевого сообщения. Пространственное размещение членов группы связано с их количеством.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • АУДИТОРИЯ — англ. audience; нем. Publikum. Совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех ее членов средства массовой коммуникации при минимальном или даже вовсе отсутствующем взаимодействии их друг с другом. А. может представлять собой агрегат, напр …   Энциклопедия социологии

  • АУДИТОРИЯ — АУДИТОРИЯ, аудитории, жен. (от лат. auditorium место для слушания). 1. Комната в высшем учебном заведении, в которой читаются лекции; также специальное помещение для публичных чтений в общественных зданиях. 2. перен., собир. Слушатели лекции… …   Толковый словарь Ушакова

  • АУДИТОРИЯ — АУДИТОРИЯ, и, жен. 1. Помещение для чтения лекций. 2. Слушатели лекции, доклада, выступления. Внимательная а. | прил. аудиторный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • АУДИТОРИЯ — (от лат. auditorium – место для слушания). 1. Помещение, в котором читаются лекции, проводятся семинары и т. п. 2. Слушатели лекции, доклада и т. п., а также слушатели и зрители радио и телепередач. 3. В особом смысле А. – приверженцы, сторонники …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • аудитория — Помещение в среднем специальном или высшем учебном заведении [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики здания, сооружения, помещения EN auditoriumlecture hall DE AuditoriumHörsaal FR auditoriumsalle …   Справочник технического переводчика

  • Аудитория — У этого термина существуют и другие значения, см. Аудитория (значения) …   Википедия

  • АУДИТОРИЯ — (AUDIENCE) В социологии массовой коммуникации в течение последних двух десятилетий наблюдался значительный интерес к исследованию аудиторий медиа событий. Хотя в центре внимания находились прежде всего телевизионные аудитории, с этой точки зрения …   Социологический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Аудитория» >>